Суэцкий канал

Сейчас трудно представить себе карту этого региона без тонкой голубой линии, соединяющей Средиземное и Красное моря. Тем не менее на протяжении веков эти моря были отделены друг от друга полосой пустыни шириной 150 км, кото¬рая заставляла корабли делать большой крюк, чтобы попасть из Атлантики в Индийский океан. Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

Жизнь на канале сосредоточена вокруг трех городов: Порт-Саида, Исмаилии и Суэца. Проект соединения двух морей не нов. В Древнем Египте около II тыс. до н.э. был сооружен канал, соединяющий Нил и Красное море (так называемый Ка¬нал фараонов). В периоды упадка Древнего Египта канал приходил в запусте¬ние. Восстанавливался Птолемеем II (III в. до н.э.) и в римскую эпоху (носил на¬звание "Река Траяна").

После завоевания Египта арабами канал был в 642 г. вновь восстановлен, но в 776 г. его засыпали, чтобы направить торговлю че¬рез основные районы халифата. Планы восстановления канала, разрабаты¬вавшиеся позднее (в 1569 г. по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798-1801 гг.), не были осуществлены. В XIX в. философы и ученые Франции, последователи Сен-Симона, стали стра¬стными пропагандистами этого проекта, способного, по их мнению, объединить человечество в единую семью народов, избавив людей от войн.

Длительное время Суэцким каналом распоряжалась «Всеобщая компания морского Суэцкого канала», которая состояла главным образом из представителей англо-французского капитала и использовала канал для своего обогащения, для вмешательства во внутренние дела Египта и дискриминации прав других государств — пользователей каналом. Коренные изменения в правовом статусе Суэцкого канала произошли лишь после того, как египетское правительство, исходя из своих суверенных прав, при полной поддержке народа приняло решение о национализации Суэцкого канала.

Суэцкий канал — судоходный, бесшлюзовый морской канал, соединяющий Красное и Средиземное моря. Трасса канала проходит по Суэц¬кому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер, а также лагуну Мензала. Это одна из самых оживленных судоходных ар¬терий в мире. Он являет собой потрясающее зрелище гигантских кораблей, скользящих по пустыне. Этот путь обслуживает сегодня 15% всех мировых торговых перевозок и свыше 20% перевозок нефти.


Назад